Когда отмечают кельтский праздник Самайн в 2024 году
Самайн – древний кельтский праздник, посвященный сбору урожая. В старину событие отмечали по лунному календарю, когда наступало осеннее равноденствие или приходила третья осенняя луна. Сегодня торжественный день имеет фиксированную дату – с 31 октября на 1 ноября. В 2024 волшебная ночь наступит со вторника на среду. Праздник связывают со сверхъестественным, в традициях очищение от нечистых помыслов, защита домов от потусторонних существ, способных нанести вред.
Содержание:
История праздника
Торжество возникло у кельтов – народа, проживавшего за несколько тысячелетий до Рождества Христова на землях современной Европы. Первые письменные источники кельтских племен датируют III в н. э. Другие названия:
- Савань;
- Самониос;
- Сауин;
- Савхейн.
Распространение кельтской культуры началось с Британских островов. Постепенно народ расселился на территории Франции, Австрии, Италии. Но родоначальниками Самайна считают племена, жившие в древности в Ирландии и Шотландии. С санскрита слово «samana» переводят как «собрание» или «сходка», поэтому корни праздника могут «расти» от культуры Индии. Но в гэльском (шотландском), есть слово «самхейн», которое означает – ноябрь, третий осенний месяц.
В настоящее время датой праздника считают ночь, которая наступает с 31 октября на 1 ноября. На самом деле событие длилось не один день. Торжество знаменует окончание сбора урожая и начало нового года. Отмечали Самайн с наступлением третьей Луны осеннего времени или в период равноденствия.
Праздник продолжался трое суток, пока молодая Луна сменяла старую. Существует иная теория, в которой продолжительности гуляний отводят 7 ночей. В любом случае современная трактовка события, наполненная мистикой и приходом нечисти, неверна. Хотя во время празднования и прибегали к ритуалам, защищавшим от потусторонних сил, основное значение торжества – уборка и благословение урожая.
Так как в древние времена наука не была в почете, полагались на сверхъестественные силы. Поэтому в основе праздника мифология с невероятно красивыми и могущественными божествами. В соответствии с мифами, в Самайн землю покидает Айне – богиня плодородия, которая царствует все лето. От нее правление принимает ледяная старуха Калех.
Немалую роль в процессе смены сезонов играет Керунн, которого с приходом христианства сделали демоном с разрушительной силой. Но изначально языческий бог покровительствовал лесам и сельскохозяйственным угодьям, заботился о диких животных и скоте. Не исключено, что изображение Керунна стало причиной той легкости, с которой христианская церковь смогла демонизировать древний языческий культ. Постепенно достаточно светлый праздник Нового года преобразовался в глазах крестьян в темную мистерию, направленную на вызов с того света злобных духов.
С христианских времен в Самайн начали поминать усопших. Однако никаких источников об изначальной трактовке праздника, как дня поминовения, о его связи со смертью не существует. Подобные традиции стали приписывать Самайну монахи спустя 400 лет с прихода христианства на территории Шотландии и Ирландии. Окончательная демонизация события произошла примерно в X-XI в, когда на смену кельтскому торжеству стали навязывать празднование Хэллоуина.
Символика
Так как праздник знаменовал завершение сельскохозяйственных работ, основной символ торжественного события плод. Чаще используют «зубастую» тыкву, которая во многих странах сегодня символизирует Хэллоуин. Менее известны репа, а также яблоко – из репы готовили множество блюд, а из яблок напитки наподобие сидра.
Второй символ огонь – поэтому в праздничную ночь принято зажигать свечи и делать импровизированные фонари из пустотелой тыквы. Пламя символизирует очищение, служит средством, отпугивающим злобных духов.
Третий символ – Кернунн, рогатое божество кельтов, олицетворение природы, покровитель животных. Изображался в виде божества с головой козла, сидящего в позе Будды. Сегодня на смену Керунну пришли черепа и скелеты, олицетворяющие смерть.
Традиции и обряды Самайна
Главным событием являлся пир, в котором участвовало все поселение, чтобы благополучно перейти в новый природный цикл. За границы деревни выходить не советовали – в Самайн легко можно было попасть в другой мир, в который заманивали злые духи. Функцию охраны выполняли черепа, развешанные на изгородях. Но вместо черепов могли использовать тыкву или репу.
В традициях было проходить очищение, используя обряд, распространенный у многих народов – прыжки через огонь. Прибегали к гаданию:
- кожуру плодов жгли и трактовали будущее по следам гари;
- в воду разбивали яйцо и смотрели, какие очертания оно примет – это указывало на скорые повороты судьбы.
На пиру обязательно присутствовал хлеб. Его пекли в форме животных или их рогов.
Костюмы и маски
Одна из знаменитых праздничных традиций – карнавал, во время которого веселятся в масках или в символичных костюмах. Так как праздник урожая сегодня практически полностью преобразовался в Хэллоуин, принято покупать или мастерить своими руками устрашающие наряды, символизирующие нечисть. В роли нечистой силы чаще выступают образы, знакомые по популярным кинофильмам:
- вампиры;
- ведьмы;
- злобные клоуны;
- скелеты;
- зомби;
- прочие монстры.
Изначально традиция наряжаться на Хэллоуин возникла в Шотландии в XIX веке и быстро обрела популярность в англоязычных странах. Первые костюмы были по-настоящему устрашающими, но со временем превратились в красочные образы, призванные больше не испугать, а развеселить участников карнавала.
Благословение урожая и защита от злых духов
Кельтские поселения были родовыми, семейными, поэтому все вопросы, касающиеся урожая, решали общиной. Было принято в праздничные дни оценивать количество собранных овощей, зерновых и фруктов, делить продукты питания и благословлять. Делали запасы на зиму, но часть урожая оставляли для пира. Обязательно осматривали скот – ослабленных и больных животных забивали, так как они все равно бы не пережили холодные месяцы. Благословения испрашивали у древних божеств, отвечавших за плодородие, в том числе у Керунна. Специально на алтарях приносили жертвы и зажигали огонь.
Пламя у кельтов олицетворяло очищение, поэтому считалось священным. Перед праздником в поселениях полностью гасили весь огонь – в очагах, в уличных кострах и фонарях. Разжигали пламя заново, используя метод трения. С новым огнем обходили дома, разжигая печи. Обряд был направлен на уничтожение нечистых сил и помыслов, очищение собственных душ и защиту очага. Факелы с новым, чистым огнем использовали для окуривания дымом жилых помещений и хозяйственных пристроек, сараев со скотом и урожаем.
Рядом с деревней или в ее центральной части разжигали пару больших, близко расположенных костров. Для очищения проходили между ними или перепрыгивали через пламя. После праздничного пира в кострах сжигали оставшиеся кости и клочки шерсти с домашней скотины для хорошего приплода в наступившем году.
Культовые постройки и алтари
С приходом христианства в местах поселений кельтов происходило уничтожение исторических памятников, преобразование их под христианские храмы и святыни. Но до сих пор можно посетить несколько мест, связанных с древней культурой.
Дромберг
Сооружение из 17 мегалитов находится в Ирландии. Название местности Droma Bhig переводят как «небольшой холм». Огромные валуны, стоящие по кругу, ограждают алтарь, на котором проводили языческие церемонии. Друиды были уверены, что камни способны собирать и направлять земную энергию.
Археологические раскопки показали, что в комплексе приносили сакральные жертвы. В центральной части исторического памятника обнаружена яма, заполненная сожженными костями.
Ньюгрейндж
Курганный комплекс в графстве Мит является наиболее древним сооружением – его возраст насчитывает более 50 столетий, что примерно на тысячелетие старше знаменитого Стоунхенджа и на 500 лет пирамид Египта.
Внешне исторический памятник напоминает обычный курган с основанием из огромных камней. Внутри находится погребальная камера, к которой ведет неширокий коридор протяженностью 19 м. Свет в помещении появляется только 21 декабря – в день зимнего солнцестояния. Лучи солнца проникают сквозь небольшое окно, расположенное вверху свода. По легенде, в период Самайна здесь стирались грани между мирами и открывался портал. Через него в реальность проникали волшебные существа.
Скалы Мохер
Природный комплекс графства Клер представляет собой гряду скал в форме четких прямоугольников. Протяженность комплекса 8 км, высота скал 200 м. На одном из скальных образований оборудована смотровая площадка, с которой посетители могут полюбоваться суровой красотой места упокоения последних друидов. Легенда гласит, что кельтские жрецы, потеряв власть в Ирландии после распространения христианства, бросились со скал в морскую пучину.
Связь Самайна с Хэллоуином
Самайн является предшественником Хэллоуина. Активное преобразование одного праздника в другой началось в VII в, когда Римский Папа решил уничтожить язычество. Действия были достаточно мягкими, так как церковная власть опасалась вызвать народное недовольство. Один из первых шагов – переименование Самайна в All Hallows Day без нарушения традиций. День Всех Святых праздновали в канун 1 ноября, датировка прекрасно вписывалась в период, отведенный для встречи Самайна. Постепенно название сократили до современного Halloween.
В результате произошло наложение христианских традиций на языческие. И хотя церковь неодобрительно относится к празднованию Хэллоуина, по сути, она и стала его родоначальником. Только кельтские традиции очищения огнем и благословения урожая сегодня практически не вспоминаются. Хотя отголоски древнего праздника сохранились до сих пор. Часто на карнавалах, посвященных Хэллоуину, разжигают костры, через которые прыгает молодежь, а в домах ставят фонари из выдолбленной тыквы со свечей внутри.
Когда-то Самайн считался праздником урожая, своеобразным кельтским Новым годом, символизирующим приход зимы. Но христианское учение полностью преобразовало родовые традиции, наделив событие зловещей мистической силой. Сегодня большинство людей, отмечающих Хэллоуин, даже не подозревают, что в его основе лежат верования друидов, направленные на очищение духа и тела от скверны, на благословение плодородности земли и плодовитости скота.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!