Меню

Православные

Какого числа Рождество Пресвятой Богородицы в 2025 году — история и традиции праздника

В число двунадесятых, широко отмечаемых православной церковью праздников, входит Рождество Пресвятой Богородицы. Дата начинает цикл празднеств по церковному новолетию, приходится на вторую половину сентября. Согласно церковным канонам, двунадесятые праздники имеют особый статус. Поэтому верующим необходимо заранее знать, на какой день выпадает торжество в 2025 году, какие обряды и традиции следует соблюдать.

Церковное новолетие начинается по новому стилю 14 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы приходится на 21 сентября, относится к христианским праздникам с неподвижными (фиксированными) датами по солнечному календарю. Непереходящее торжество посвящено Богородице, и хотя по статусу стоит ниже Господских праздников, отмечается с подобающей пышностью.

В 2025 году в храмах, как и положено, 21 сентября запланированы торжественные богослужения в честь Рождения Матери Божьей Приснодевы Марии. Из песнопений исполняются тропарь, задостойник, кондак, величание праздника.

В перечне церковных праздников группа двунадесятых торжеств занимает особое место. Это двенадцать дат, отмеченных в Типиконе крестом в полном круге и посвященных земной жизни Спасителя и Матери Божьей. Согласно принятой иерархии праздничных торжеств, эти дни по значению идут следующими после Светлого Пасхального воскресенья.

Типикон – специальный Богослужебный устав с месяцесловом, правилами и порядком проведения богослужений, указаниями проведения постов, храмовых празднеств, трапез.

История праздника

Богородичные торжества связаны с событиями из бытия Девы Марии. Известно, что традиция отмечать дату Рождения Матери Божьей восходит по времени примерно к V веку. Официально в Византийской империи статус празднества дата обрела не ранее начала VII века. У католиков торжественная служба в Рождество Богоматери появилась только в начале XIII века.

В православии торжество неслучайно относится к важнейшим двунадесятым праздникам, так как Богородица традиционно воспринимается как защитница и успокоительница страждущих, бедных, обездоленных. О событиях земной жизни Матери Иисуса сведений мало, основной источник – Протоевангелие, датируемое II веком.

В этом апокрифе от Иакова рассказывается о перипетиях жизни бездетной семейной пары из Иерусалима (по другим данным – из Назарета) – Анны и Иоакима. Жили они в согласии и достатке, но одно омрачало их быт – отсутствие детей. Иоаким даже ушел в пустыню, надеясь в молитвах упросить высшие силы даровать им с супругой чадо.

Протоиерей Андрей Ткачёв о Рождестве Пресвятой Богородицы

В одно время им было явление ангела, который донес весть добрую о будущем потомстве супругов. Обрадованные, Анна и Иоаким вняли вестям, стали  вновь жить в своем доме в покое и мирном ожидании. И когда прошел положенный срок, родила Анна девочку, которую заранее по обету было решено посвятить Богу. Нарекли доченьку Марией, что означало на еврейском языке «желанная», «госпожа». До своего совершеннолетия девочка, согласно данному родителями обещанию, служила в  храме в Иерусалиме.

Известный святой Андрей Критский составил в VIII веке для богослужения в церквях канон и два слова. Он отмечал, что Рождество Приснодевы Марии – праздник большой, торжественный, когда должна «радоваться земля, веселиться и ликовать небо». Согласно канонам, в православной традиции Рождество Богородицы отмечают дополнительно пять дней:

  • 20 сентября предпразднство;
  • 21 сентября – торжество;
  • по 25 сентября – четыре дня попразднства.

Помимо песнопений Андрей Критского, исполняют тексты патриарха Византийского Германа, преподобного Иоанна Дамаскина.

Кого поздравляют в торжественный день

В такой праздник принято поздравлять всех близких и родных, желать здоровья, благополучия. Особенное внимание – молодым парам, которые живут вместе 2-3 года или недавно поженились.

Богородичные праздники – это торжества в честь Матери Божьей, поэтому они считаются женскими. Поздравляли матерей, благодарили за данную жизнь, за помощь, за добрые дела. Подарков не делали, хотя небольшие гостинцы родственникам приветствуются. Тем, кто особенно дорог, принято было дарить небольшие иконки с ликом Девы Марии.

Традиции и обряды праздничного дня

Как и в любой другой двунадесятый праздник, в торжество Рождения Матери Божьей запрещался физический труд. Предписывалось выполнить основные дела до этой даты, чтобы посвятить день молитвам, посетить храм, провести время с близкими людьми, в семейном кругу.

В этот праздник масштабных гуляний не проводили. Основная тема торжества – благодарности и прославление Богородицы, беседы и небольшие застолья в семье.

Женщины надевали лучшие наряды, с утра отправлялись в храм на службу. В молитвах обращались к Деве Марии, благодарили за помощь, обращались с просьбами о здоровье детей, родственников, о защите. Молились о достатке и благополучии в доме, говорили о своих тревогах, просили за других людей. Считалось, что заступница людей в этот день обязательно услышит все просьбы, выполнит пожелания, поможет, наставит на праведный и истинный путь в делах и устремлениях. Обязательно ставили свечу Пресвятой Владычице, молились об исполнении просьб.

До утренней службы в храме женщины успевали сходить до озера или речки, приветить Осенины хлебом нового урожая или овсяным киселем. Возле водоемов собирались женщины всех возрастов, старшие угощали выпечкой молодых, приговаривали заветные слова. Также хлебом из праздничных караваев кормили домашний скот, защищая от сглаза, недобрых сил.

Женщины, недавно вышедшие замуж, подвязывали себя тесьмой. На ней обязательно вышивали буквы «Б» или «Р» (Богородица, Рождество), ходили с этой тесьмой в гости. Примечали, если ленточка развязалась, значит, поблизости недобрые люди, завистники, следует читать молитвы и просить Матерь Божью о защите и покровительстве. Если же лента держится крепко, то сглаза и зависти нет.

Традиционно родители днем ходили в гости в дома к своим замужним и женатым, живущим отдельно, сыновьям и дочерям. Обычно навещали молодых, но и приходили с визитами и к уже имеющим семейный стаж парам. Хозяева угощали гостей и родню пирогами, показывали хозяйство, спрашивали совета. В беседах гости отмечали угощение, поучали – как сделать лучше, вкуснее, делились опытом.

Молодые пары вечером или в другой день послепразднства наносили ответный визит к родителям. Традицию старались соблюдать, тем самым, поддерживая связь поколений, преемственность рода, передавая накопленный опыт. Молодые без гонора и обид прислушивались к советам старших, брали на заметку замечания, старались следовать достойному примеру.

В крестьянском быту праздник символизировал завершение основных земледельческих работ. По календарю древних славян в это время – вторые Осенины, дни угощения, гостевания, празднования сбора урожая. Так как за сотни лет традиции и обряды язычества и христианства тесно переплелись между собой, то для многих православных в наши дни праздник Рождества Богородицы – первый осенний день, Малая Пречистая.

Праздновали завершение жатвы, добывали в избах новый огонь. Обряд символизировал начало новой жизни, поэтому старый специально гасили, а новый добывали трением дерева (реже – кремнем). Считалось, что зажжение нового огонька в этот день поспособствует достатку в доме, защитит скот от падежа, всю семью от болезней.

Торжество приходилось на день равноденствия осеннего, поэтому ждали прихода холодов, готовились к уборке оставшихся на грядках овощей. Начинали сбор калины, которую парили или мочили. С этого же времени постепенно приступали к сбору рябины, обязательно оставляя часть ягод на ветках для птиц.

Кисти рябины развешивали в укромных уголках дома, на чердаке, в хлеву. Так защищали дом и скот от темных сил, происков ведьм и колдунов.

Во многих регионах с этого дня принято было убирать лук. Недаром дни после праздника называли «луковой неделей». Но основное время уборки овоща зависело от погоды, иначе попадет лук под дожди или первые заморозки, и не видать хорошего урожая. С пасек убирали ульи, готовили хозяйственные постройки к зиме.

С этого дня почти везде начинались осенние посиделки. Особенно ждали этих дней молодые парни и девушки, когда можно было немного отдохнуть от тяжелой страды, повеселиться, побеседовать по душам, найти суженого или нареченную. Все обряды и ритуалы перемежались молитвами, в которых славили Богородицу, благодарили и просили о помощи, защите, заступничестве.

Приметы Рождества Богородицы

На Вторые осенины день становится по продолжительности равен ночи. Близилась зима, поэтому основные приметы связаны с погодой.

Примечали:

  • птицы жмутся к земле – ждать суровую зиму;
  • птицы в стаях летают высоко в небе – и осень, и зима будут теплыми;
  • на 21 сентября утром стоит туман – осень задождит;
  • ясное и светлое утро на Рождество Богородицы предвещало сухие, но прохладные октябрь и ноябрь;
  • дождь на праздник – ждать ливней еще сорок дней.

Говорили, что пришла Вторая Пречиста, и в огороде стало все чисто (убран урожай со всех грядок). Также доброй приметой было простить все обиды родственникам, знакомым, попросить прощения и примириться.

Праздник Рождества Богородицы – большое торжество, испокон веков отмечавшееся нашими предками. В наши дни не стоит забывать традиции и обычаи своего народа, чтобы не прерывать связь времен. Следование установившимся правилам поможет уберечь семью и дом от болезней и невзгод, сохранить согласие и жить во здравие.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных