Меню

Блог

Что значит выражение «на посошок» и откуда оно взялось

История русских обрядов и традиций рассказывает о том, что значит выражение «на посошок». Исследователи фольклора интересуются и тем, откуда оно взялось. Издавна на Руси странники останавливались на ночлег в любом доме, направляясь в другое село, город или на богомолье. Сборы в обратный путь сопровождались старинными ритуалами с распитием или окроплением напитками. До наших дней дошли фразы, тосты и некоторые поверья.

В чем смысл фразы «выпить на посошок»

Из старинных летописей и устного народного творчества известно выражение «на посошок». Непременный атрибут каждого путника на Руси – деревянная трость или жезл, иначе посох. Странник, которого приютили гостеприимные хозяева, покидал их дом, соблюдая древние обычаи. Привлекая удачу и покровительство высших сил перед дальней дорогой, путник должен был вкусить хозяйское угощение. В старинные времена это было вино, разбавленное водой, мед или медовуха, сок из домашних ягод или квас.

Сок в стаканах и яблоки

Спустя века традиция изменилась: провожать странника начали алкогольным питьем, водкой, самогоном. Одной из стадий «проводов в дальний путь» стало распитие напитка из металлической чарки. Ее ставили на верхнюю часть посоха, более широкую, с углублением. Путешественник выпивал содержимое чарки, а гости и хозяева приговаривали: «на правую ногу», «на левую ногу», «на посошок» (уменьшительное от «посох»). Если провожали конных путников, то говорили: «на коня».

Выпить на посошок (напоследок) означало привлечь удачу на добром пути, прогнать лихо, получить помощь свыше.

Откуда взялось выражение «на посошок»

В древней Руси странники, которые дали богу обет дойти до святых мест, отправлялись пешими в паломничество. Не было карт, указателей. Считалось, что «язык и до Киева доведет». Русских людей, которые начинали путь — крестный ход, называли богомольцами. Были и другие пешие путешественники. У них не было возможности доехать на лошади из одного места в другое — «голь перекатная». Обе категории путников шли с палкой. Деревянный посох помогал сберечь силы. В случае, если нападали разбойники, он служил оружием самообороны. На конце, которым упирались в землю, делали металлический набалдашник. На трость вешали тканую котомку со съестными припасами. Посох помогал перейти болото. Палкой пробовали на твердость болотное дно, искали выход, тропу.

Отказать богомольцу в ночлеге считалось греховным поступком. На Руси боялись навлечь гнев создателя. Богомольцы славились, как божьи люди. У них просили молитв. Считалось, что некоторые паломники – пророки и провидцы. Они предсказывали будущие события и советовали, как лучше поступить. Возвращаясь с богомолья, со святой земли или из лавры, они посещали монастыри. Мужчины разделяли общую трапезу с монахами в мужских обителях. Женщины-богомольцы и дети – в женских монастырях.

Люди на поле

Перед началом сборов в обратный путь хозяева соблюдали народный обычай. Из чарки с вином, которую ставили на посох, следовало окропить богомольца, деревянную палку и дорогу. Ритуал сопровождался особыми фразами, заговорами. Звучали слова — на удачу, на посошок. Изначально фраза «на посошок» имела отношение к древним обрядам окропления начала пути и путника из чарки. Сами напитки не пили. Капли попадали и на посох, прогоняя злых духов, нечисть. Позже обычаи славянского происхождения трансформировались в традиции распития спиртного «перед дорожкой». Сложилась целая система тостов и приговоров во время проводов.

Посмотрите лучшие тосты на день рождения женщине в стихах и своими словами

Тест на трезвость и сборы путника

Чарку постепенно заменила стопка – сосуд, который вмещал в себя от 25 г и более жидкости. Наполненную вином или водкой посуду ставили на утолщение в посохе. Не прикасаясь к стопке, путник был обязан выпить содержимое до дна, не пролив ни единой капли. Осушив посуду одним духом, странник переворачивал ее вверх дном. Демонстрировал, что на дне не осталось «зла». Если человек не расплескал вино или мед, значит, он был достаточно трезв. Гостя со спокойной душой отправляли в дорогу. Знали, что с ним ничего не случится.

Верили, что правильно выполненный обряд при расставании гарантирует удачное путешествие. Зло, сглаз и лихие люди обойдут стороной. Опьяневшего путника оставляли до утра, чтобы проспался. С рассветом начинались главные «проводы» — приготовления к уходу. Так хозяева заботились о постояльце.

По другой версии историков, гость мог лишь пригубить спиртное. Хозяин дома разливал напиток из сосуда путника остальным трапезникам. Вино или водку допивали до дна. Позже в обиход вошли рюмки в 15, 40 и 50 мл. Ими пользовались для распития наливок, настоек, водки и вина. Обряд сборов расширился и мог насчитывать десяток разных тостов. Рюмки выпивались в особом порядке.

Мужчины с рюмками

Каждая из них получила название, согласно очередности:

  1. Застольную пили досуха, не вставая из-за стола, как знак особого расположения к хозяевам.
  2. Подъемную вкушали перед тем, как поднять пока еще послушные ноги.
  3. Первый шаг в сторону двери сопровождался рюмкой «на ход ноги».
  4. Гость пересекал порог хозяйского жилища и за порогом опрокидывал запорожскую рюмку.
  5. Сотрапезники и путник выходили во двор, где было принято выпивать придворную.
  6. Далее говорили: «давай, дружок, на посошок» и ставили сосуд на посох, если гость был пешим.
  7. Странник подходил к лошади и прежде, чем ставил ногу в стремя, осушал стременную.
  8. Если смог трезвым сесть в седло, то подавали седельную рюмку.
  9. Открывали ворота и перед выездом со двора гость пил приворотную.
  10. Путник не упал с коня, захмелев, и выехал за ворота – «принимал на грудь» последнюю рюмку — заворотную.

Народная традиция насчитывает огромное количество тостов. Трудно сказать, какая именно рюмка считалась завершающей. В каждом регионе были свои ритуалы. В казачьих станицах заканчивали «шапошной», когда казак бросал шапку оземь и решал, что никуда не поедет.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных