Когда отмечают День железнодорожника в России в 2025 году
О празднике | |
Когда празднуют | Первое воскресенье августа |
В каких странах | Россия, Беларусь, Киргизия, Казахстан, Молдавия, Болгария |
Кем и когда у нас учрежден | Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 г. |
Значение | Понимание высокой общественной, экономической роли железнодорожного транспорта в жизни страны |
День железнодорожника в России отмечают в первое воскресенье августа. В 2025 году он приходится на 3-ое число. Своим профессиональным праздником этот день считают представители разных специальностей: машинисты и проводники, путевые обходчики, вагонники, инженеры, строители железных дорог. Специализации этой сферы можно перечислять долго. Железнодорожные сети, связывающие жителей страны, обслуживают сотни тысяч человек.
Содержание:
История и традиции праздника
День железнодорожника — первый профессиональный праздник в России. Еще в 1896 году его учредило Министерство путей сообщения по предложению Николая II. Дату установили твердую — 25 июня (по старому стилю), в честь дня рождения Николая I. При его правлении начали строить железные дороги, при нем от Санкт-Петербурга до Царского Села двинулся первый в России поезд. Этот день дань памяти и уважения от внука Николая II своему деду.
Позже революция 1917 года разделила историю. Когда революционеры разрушали «старый мир», отмели и День железнодорожника. Возродили его только в 1936 году по просьбе трудящихся и по решению Совета министров. Назывался он в духе времени — Всесоюзный Сталинский день железнодорожников. Отмечали его 30 июля, потом перенесли на ближайший выходной, и дата празднования стала скользящей. Привычное название обрел уже в 1980 году.
Железные дороги не останавливаются ни на минуту. Несложно представить, как просядет экономика, если прекратятся перевозки, отгрузка продовольственных и промышленных товаров. Пассажирские и грузовые поезда отправляются по расписанию при любой погоде, в войну, в период пандемии коронавируса, во время различных потрясений. И даже в профессиональный праздник многие представители железнодорожной сферы остаются у руля.
Также было и в царской России. Поезда продолжали двигаться и в день торжеств, но отраслевые учреждения отдыхали. Не работали кассы, багажные конторы, буфеты. Можно было кататься на специальном поезде. Это мини-путешествие до пункта и обратно сопровождал оркестр, гостям предлагали чай, сладости. На крупных вокзалах служили молебны, по вечерам устраивали гуляния. Громче всего отмечали в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги. Там устраивали торжественный прием и концерт.
В 21 веке День железнодорожника справляют несколько дней. Устраиваются различные спортивные фестивали, массовые развлечения, благотворительные акции. Так, в Москве на стадионе «Лужники» сотрудники отрасли и их семьи участвуют в ежегодном забеге. Собранные средства передают в фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».
В этот день подводят итоги года, открывают новые объекты инфраструктуры, чествуют ветеранов труда. Лучшим представителям профессии вручают правительственные и ведомственные награды.
Факты, рекорды железнодорожной сферы
Длительная история формирования сети железных дорог — это отметки достижений, сила мысли инженеров и сила духа строителей, рекорды и уникальные свидетельства возможностей человека:
- исследователи предполагают, что первой рельсовой дорогой был волок Диолк. Еще в 6 веке до н.э., за тысячелетия до открытия парового двигателя, по углублениям в известняке рабы толкали тележки;
- в Европе изначально на шахтах были распространены деревянные рельсы, по ним переправляли до кораблей добытую горную породу;
- еще до строительства знаменитой Царскосельской дороги, первую железную колею на конной тяге проложили в конце ХVIII века на Александровском заводе в Петрозаводске;
- первый в России паровоз испытывали в Нижнем Тагиле в 1820-е годы. На Выйском заводе он перевозил руду. Изобрели его механики, отец и сын Ефим и Мирон Черепановы. «Сухопутный пароход» передвигался со скоростью 13-17 км/ч. С этим событием историки также связывают рождение российской железнодорожной отрасли;
- именно Транссибирская магистраль способствовала развитию Сибири. Линию строили 25 лет, с мая 1891 г. до октября 1916 г. Начали близ г. Владивостока, закончили стройку с введением в эксплуатацию моста через реку Амур рядом с Хабаровском. Трассу прокладывали в непроходимой тайге, через реки, озера, в районах вечной мерзлоты. За менее чем 10 лет в восточные регионы переселилось более 3 млн. человек. До 2017 года она оставалась самой протяженной ж/д дорогой в мире — 9 тыс. 288,2 км;
- к 1965 г. в Советском Союзе в основном перешли на сообщение за счет электричества и тепловозов, использование паровой тяги сократили до 24%. Это удалось достичь благодаря министру путей сообщения Борису Бещеву, который возглавлял отрасль без малого 30 лет;
- первым фирменным поездом в СССР, получившим личное имя, стала «Красная стрела», с 1930 года она соединяет Москву и Петербург. Кроме того, из Москвы до Хельсинки можно доехать на «Льве Толстом», а во Владивосток везет «Россия». Всего в стране около 90 фирменных поездов;
- в планах РЖД на 2022 год — направить 120 млрд рублей на обновление подвижного состава. А также построить к 2030 г. минимум 16 тыс. км новых железнодорожных линий;
- в год на поездах в России передвигается 1 миллиард 40 миллионов человек. Обслуживают пути и составы почти 1 млн. железнодорожников.
Профессиональные приметы и суеверия
В транспортном направлении уживаются рациональные события, достижения, рекорды и суеверия. Они свойственны людям, жизнь которых связаны с долгой дорогой. Активная хозяйственная деятельность давала результаты, которыми Россия гордится по сей день. Занятость в более узких сферах подпитывалась личными наблюдениями и создавала народный сборник примет. Больше всего их выдавали на гора машинисты и проводники.
Последние, например, считают: первым при посадке в вагон надо пропустить мужчину. Так путь пройдет без происшествий и неприятностей. Вагонные ключи ни в коем случае нельзя ронять, держать их следует на столе. Эта примета помогает избегать ревизоров.
У машинистов более серьезные предубеждения. Никогда нельзя меняться с коллегой поездами, которые едут в направлении дома, и для них уже составили расписание. Проблемы возникнут у всех, кто пересел из одного состава в другой. И еще: опытные машинисты запрещают зашивать порванную одежду в локомотиве. Да, и такое, случается, нужно сделать. Если орудуешь иголкой на рабочем месте, держи ухо востро. Совпадение или нет, но после шитья можно сбить человека на путях.
Где учиться на железнодорожника
В железнодорожной отрасли можно сделать хорошую карьеру. В вузах путей сообщения абитуриентам предлагают сотни бюджетных и коммерческих мест. Только в Петербургском университете Императора Александра I свыше 1200 бюджетных мест для будущих работников транспортной системы. Специалисты необходимы. Ежегодно увеличивается объем перевозок, поезда остаются востребованным способом передвижения, а иногда единственным, добраться до некоторых населенных пунктов.
Учиться отбирают лучших, в том числе по здоровью. Как в армию, нужны крепкие, наблюдательные молодые люди, с техническим складом мышления, ответственные, находчивые, педантичные. В зависимости от специализации придется выполнять разные функции. Но главное, на что направлена вся деятельность людей железнодорожных профессий, обеспечить безопасность. Осуществлять эту функцию им помогают сотрудники транспортной полиции.
В России больше полутора десятков транспортных высших учебных заведений, многие имеют филиалы в регионах:
- Российский университет транспорта;
- Приморский институт железнодорожного транспорта;
- Ростовский госуниверситет путей сообщения;
- Самарский госуниверситет путей сообщения;
- Сибирский госуниверситет путей сообщения.
Кроме вузов, железнодорожным специальностям обучают в средних технических заведениях. Но и там конкурс большой. Железнодорожная отрасль нацелена на радикальные преобразования, которые связаны с высокими технологиями. Специалисты представляют, что железные дороги управляются постоянно обучающейся программой с применением суперкомпьютера, выстраиваются цифровые модели процессов, ситуаций, развития событий, поведения работников.
Железные дороги в России протянулись более чем на 120 тыс. км, можно добраться с комфортом почти до любой точки страны. Поездки на поезде сохраняют за собой особое место в душах россиян. Пусть иногда дольше, чем на самолете, но остается романтика путешествий, интересных встреч с новыми попутчиками. Профессиональные железнодорожники видят перспективы отрасли в инновационных технологиях, цифровых сервисах, скоростным движением.
В детстве обожала Новый год. Могла часами проводить время под елкой, выдумывая и рассказывая увлекательные (как я думала) истории про Деда Мороза и Снегурочку кошке Бусинке. Восторг от праздника испытываю и по сей день.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!