Меню

Профессиональные

Когда отмечают День железнодорожника в России в 2025 году

О празднике
Когда празднуют Первое воскресенье августа
В каких странах Россия, Беларусь, Киргизия, Казахстан, Молдавия, Болгария
Кем и когда у нас учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 г.
Значение Понимание высокой общественной, экономической роли железнодорожного транспорта в жизни страны

День железнодорожника в России отмечают в первое воскресенье августа. В 2025 году он приходится на 3-ое число. Своим профессиональным праздником этот день считают представители разных специальностей: машинисты и проводники, путевые обходчики, вагонники, инженеры, строители железных дорог. Специализации этой сферы можно перечислять долго. Железнодорожные сети, связывающие жителей страны, обслуживают сотни тысяч человек.

История и традиции праздника

День железнодорожника — первый профессиональный праздник в России. Еще в 1896 году его учредило Министерство путей сообщения по предложению Николая II. Дату установили твердую — 25 июня (по старому стилю), в честь дня рождения Николая I. При его правлении начали строить железные дороги, при нем от Санкт-Петербурга до Царского Села двинулся первый в России поезд. Этот день дань памяти и уважения от внука Николая II своему деду.

Позже революция 1917 года разделила историю. Когда революционеры разрушали «старый мир», отмели и День железнодорожника. Возродили его только в 1936 году по просьбе трудящихся и по решению Совета министров. Назывался он в духе времени — Всесоюзный Сталинский день железнодорожников. Отмечали его 30 июля, потом перенесли на ближайший выходной, и дата празднования стала скользящей. Привычное название обрел уже в 1980 году.

Железные дороги не останавливаются ни на минуту. Несложно представить, как просядет экономика, если прекратятся перевозки, отгрузка продовольственных и промышленных товаров. Пассажирские и грузовые поезда отправляются по расписанию при любой погоде, в войну, в период пандемии коронавируса, во время различных потрясений. И даже в профессиональный праздник многие представители железнодорожной сферы остаются у руля.

Также было и в царской России. Поезда продолжали двигаться и в день торжеств, но отраслевые учреждения отдыхали. Не работали кассы, багажные конторы, буфеты. Можно было кататься на специальном поезде. Это мини-путешествие до пункта и обратно сопровождал оркестр, гостям предлагали чай, сладости. На крупных вокзалах служили молебны, по вечерам устраивали гуляния. Громче всего отмечали в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги. Там устраивали торжественный прием и концерт.

В 21 веке День железнодорожника справляют несколько дней. Устраиваются различные спортивные фестивали, массовые развлечения, благотворительные акции. Так, в Москве на стадионе «Лужники» сотрудники отрасли и их семьи участвуют в ежегодном забеге. Собранные средства передают в фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».

В этот день подводят итоги года, открывают новые объекты инфраструктуры, чествуют ветеранов труда. Лучшим представителям профессии вручают правительственные и ведомственные награды.

Факты, рекорды железнодорожной сферы

Длительная история формирования сети железных дорог — это отметки достижений, сила мысли инженеров и сила духа строителей, рекорды и уникальные свидетельства возможностей человека:

  • исследователи предполагают, что первой рельсовой дорогой был волок Диолк. Еще в 6 веке до н.э., за тысячелетия до открытия парового двигателя, по углублениям в известняке рабы толкали тележки;
  • в Европе изначально на шахтах  были распространены деревянные рельсы, по ним переправляли до кораблей добытую горную породу;
  • еще до строительства знаменитой Царскосельской дороги, первую железную колею на конной тяге проложили в конце ХVIII века на Александровском заводе в Петрозаводске;
  • первый в России паровоз испытывали в Нижнем Тагиле в 1820-е годы. На Выйском заводе он перевозил руду. Изобрели его механики, отец и сын Ефим и Мирон Черепановы. «Сухопутный пароход» передвигался со скоростью 13-17 км/ч. С этим событием историки также связывают рождение российской железнодорожной отрасли;
  • именно Транссибирская магистраль способствовала развитию Сибири. Линию строили 25 лет, с мая 1891 г. до октября 1916 г. Начали близ г. Владивостока, закончили стройку с введением в эксплуатацию моста через реку Амур рядом с Хабаровском. Трассу прокладывали в непроходимой тайге, через реки, озера, в районах вечной мерзлоты. За менее чем 10 лет в восточные регионы переселилось более 3 млн. человек. До 2017 года она оставалась самой протяженной ж/д дорогой в мире — 9 тыс. 288,2 км;
  • к 1965 г. в Советском Союзе в основном перешли на сообщение за счет электричества и тепловозов, использование паровой тяги сократили до 24%. Это удалось достичь благодаря министру путей сообщения Борису Бещеву, который возглавлял отрасль без малого 30 лет;
  • первым фирменным поездом в СССР, получившим личное имя, стала «Красная стрела», с 1930 года она соединяет Москву и Петербург. Кроме того, из Москвы до Хельсинки можно доехать на «Льве Толстом», а во Владивосток везет «Россия». Всего в стране около 90 фирменных поездов;
  • в планах РЖД на 2022 год — направить 120 млрд рублей на обновление подвижного состава. А также построить к 2030 г. минимум 16 тыс. км новых железнодорожных линий;
  • в год на поездах в России передвигается 1 миллиард 40 миллионов человек. Обслуживают пути и составы почти 1 млн. железнодорожников.
Почему для путешествий вы выбираете железнодорожный транспорт?
Доступный, можно купить билеты во все направления
20%
Самый безопасный и пунктуальный
20%
Люблю слушать стук колес
60%
Вообще никуда не езжу, лучше сидеть дома
0%
Проголосовало: 5

Профессиональные приметы и суеверия

В транспортном направлении уживаются рациональные события, достижения, рекорды и суеверия. Они свойственны людям, жизнь которых связаны с долгой дорогой. Активная хозяйственная деятельность давала результаты, которыми Россия гордится по сей день. Занятость в более узких сферах подпитывалась личными наблюдениями и создавала народный сборник примет. Больше всего их выдавали на гора машинисты и проводники.

Последние, например, считают: первым при посадке в вагон надо пропустить мужчину. Так путь пройдет без происшествий и неприятностей. Вагонные ключи ни в коем случае нельзя ронять, держать их следует на столе. Эта примета помогает избегать ревизоров.

У машинистов более серьезные предубеждения. Никогда нельзя меняться с коллегой поездами, которые едут в направлении дома, и для них уже составили расписание. Проблемы возникнут у всех, кто пересел из одного состава в другой. И еще: опытные машинисты запрещают зашивать порванную одежду в локомотиве. Да, и такое, случается, нужно сделать. Если орудуешь иголкой на рабочем месте, держи ухо востро. Совпадение или нет, но после шитья можно сбить человека на путях.

Среди мистических «поездных» рассказов живет история о поезде-призраке, которой больше ста лет. Она произошла в Италии в 1911 г. В увеселительную рекламную поездку от фирмы «Санетти» отправились 106 человек, представители деловых кругов. Поезд въехал в Ломбардский тоннель и там исчез совершенно бесследно. Говорят, он «выныривает» то в прошлом, то в настоящем. И до сих пор из тоннеля слышатся голоса людей.

Где учиться на железнодорожника

В железнодорожной отрасли можно сделать хорошую карьеру. В вузах путей сообщения абитуриентам предлагают сотни бюджетных и коммерческих мест. Только в Петербургском университете Императора Александра I свыше 1200 бюджетных мест для будущих работников транспортной системы. Специалисты необходимы. Ежегодно увеличивается объем перевозок, поезда остаются востребованным способом передвижения, а иногда единственным, добраться до некоторых населенных пунктов.

Учиться отбирают лучших, в том числе по здоровью. Как в армию, нужны крепкие, наблюдательные молодые люди, с техническим складом мышления, ответственные, находчивые, педантичные. В зависимости от специализации придется выполнять разные функции. Но главное, на что направлена вся деятельность людей железнодорожных профессий, обеспечить безопасность. Осуществлять эту функцию им помогают сотрудники транспортной полиции.

В России больше полутора десятков транспортных высших учебных заведений, многие имеют филиалы в регионах:

  • Российский университет транспорта;
  • Приморский институт железнодорожного транспорта;
  • Ростовский госуниверситет путей сообщения;
  • Самарский госуниверситет путей сообщения;
  • Сибирский госуниверситет путей сообщения.

Кроме вузов, железнодорожным специальностям обучают в средних технических заведениях. Но и там конкурс большой. Железнодорожная отрасль нацелена на радикальные преобразования, которые связаны с высокими технологиями. Специалисты представляют, что железные дороги управляются постоянно обучающейся программой с применением суперкомпьютера, выстраиваются цифровые модели процессов, ситуаций, развития событий, поведения работников.

Железные дороги в России протянулись более чем на 120 тыс. км, можно добраться с комфортом почти до любой точки страны. Поездки на поезде сохраняют за собой особое место в душах россиян. Пусть иногда дольше, чем на самолете, но остается романтика путешествий, интересных встреч с новыми попутчиками. Профессиональные железнодорожники видят перспективы отрасли в инновационных технологиях, цифровых сервисах, скоростным движением.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных